Рисовые террасы Ифугао, или Дальше по списку ЮНЕСКО

imageПосле непродолжительных поисков в интернете, я нашел составленный ЮНЕСКО список объектов всемирного наследия на Филиппинах. К ним помимо подземной реки, какой-то недосягаемого рифа, испанских церквей и исторического центра города Виган, относятся рисовые террасы Ифугао с их двухтысячелетней историей.

Расположены рисовые террасы в самом центре главного острова Филиппин – Лусон. Чтобы туда добраться, надо катить 10 часов на автобусе. Тур организует контора Ohayami Trans. Все рейсы этого перевозчика ночные – один автобус отправляется в 9 вечера, еще два – час спустя.

Автостанция находится в районе Sampaloc, что недалеко от самого старого университета Юго-Восточной Азии – Санто-Томас. Приехав к 9 часам, я порадовался, что забронировал билеты заранее – желающих укатить в горы было явно больше, чем вмещали автобусы. В основном иностранцы – канадцы, французы, немцы. Для русских Филиппины ограничиваются Боракаем или, на крайний случай, Бохолом. Ни там, ни там, надо сказать, наш брат не видит настоящих Филиппин, думая, что кроме моря и пляжей тут ничего нет.

imageВыехали, как обычно, с опозданием. А через какое-то время, когда все уже почти заснули, автобус остановился, чтобы пассажиры сгоняли в туалет и, главным образом, перекусили. Владельцы шашлычки за это вручили водилам чай с плюшками, я же, ничего съедобного не обнаружив, съел заранее прикупленного овсяного печенья – не будет же нормальный человек есть какие-то странные соленья, где основная составляющая рисовая мука?

К 7 утра мы наконец-то прикатили в Банауэ. Погода, как и обещал местный гидрометцентр, оказалась чудесной!

Сам Банауэ особого интереса не представляет – обыкновенный провинциальный городок с заплеванными бетелем улицами. Ничего примечательного. Единственное его достоинство – тут можно взять джипни или трайк, чтоб добраться до правильных террас.

imageПравильные террасы – это те, которые расположены вне города. Их довольно много, но мы выбрали Батад, так как по фотографиям он был самым красивым и там есть водопад. Чтобы добраться до Батада, надо арендовать джипни – он довезет вас почти до нужного места, оттуда надо будет пешком пройти где-то 40 минут. Если взять трайк, то он остановится пораньше (из-за плохой дороги), и идти, соответственно, придется дольше. Мы прыгнули в какой-то джипни, водила которого говорил, что едет Батад. Там уже сидело порядочно иностранцев, и мы решили ради эксперимента прокатиться на крыше.

Признаться честно, больше по такой дороге я не поеду. И не из-за того, что было страшно свалиться в долину реки с этой самой крыши (трясет там хорошо, а никаких отбойников вдоль дороги нет, едешь буквально по краю обрыва), а просто сидеть жестковато – пятая точка у меня пару дней болела. Фотографировать с крыши тоже нереально – надо обеими руками держаться за поручни.

Через какое-то время водила попросил нас залезть в салон – начиналась та дорога, по которой трайки уже не ездят. И через 20 минут небывалой тряски и пробивания затылком крыши, мы прибыли на точку старта. Заплатили по 500 песо (по 250 в одну и другую сторону) – водила сказал, что будет ждать нас тут в 3 часа.

По тропинке минут через 40 мы дошли до деревушки Батад. Сверху открывался прекрасный вид на только что засаженные террасы. Остается лишь представлять, какая тут красота, когда они все полностью зеленые!

Но мы решили сначала прогуляться до водопада. Для этого надо пройти через все террасы, подняться немного в гору и потом спускаться вдоль реки. Оказалось, что найти путь к водопаду не так-то просто, а тут подвернулся пацан лет 12, который нес домой еду – улиток и «маленьких рыбок», на самом деле оказавшимися головастиками. Он то и предложил быть нашим гидом. За 250 песо. Я предложил 100 – он и от ста не отказался.

Как только мы начали спускаться, показалась река, выше по течению которой и расположен одноименный водопад – Таппия. Высота водопада около 70 метров. И водопад, и река оказались просто восхитительными! Горные реки – это вообще единственный тип водоема, которые я люблю – ни озера, ни моря меня не прельщают.

Освежившись и придя в себя, мы пошли обратно.

Немного о самих террасах. Как утверждают ученые, террасы были построены тут более 2000 лет назад жителями этого региона – Ифугао. Есть также мнение, что знания о террасах принеси сюда китайцы, бежавшие от гонений с родины. Как бы то ни было, но сооружения на самом деле впечатляют! Во-первых, размерами. Их площадь превышает 10 000 квадратных километров! И это все не на равнине, а в горах на высоте более 1500 метров! Во-вторых, возрастом, про который я уже сказал. Но меня больше всего восхитило то, как идеально сконструирована ирригационная система! Ведь все террасы постоянно подпитываются горной водой – никаких водокачек и насосов – а это тысячи участков, расположенных друг над другом! В 1995 году все террасы, за исключением Банауэ, включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотя сейчас, с оттоком населения в города, террасы все больше разрушаются оползнями, и их постоянно надо ремонтировать…

Еще одной особенностью этих сельскохозяйственных угодий является то, что тут выращивают очень редкий красный и сиреневый рис. Первый раз попробовав его, я решил, что для цвета в него что-то добавляют. Оказалось, нет.

Вернувшись, мы обнаружили, что нашего таксерика и след простыл… Хорошо, выручили местные граждане, посадившие нас в джипни к французам.

Уже в Банауэ, где в 7 вечера нас ждал автобус, мы прокатились на трайке по основным вьюпоинтам этого городка – конечно, его террасы ни в какое сравнение с террасами Батада не идут… Зато тут обитают древние дедушки в национальных костюмах – настоящие Ифугао! На каждом вьюпойнте сидит свой товарищ.

Вот и все. Сюда я еще постараюсь приехать, чтобы застать террасы в зелени. И хотелось бы, чтобы времени было побольше, а то две ночи подряд спать в автобусе и целый день бродить по горам не так то просто. Хотя оно того стоило!